ПСАЛТИРЬ в святоотеческом изъяснении: 7 псалом
1Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, Сына Иемениина, 7
Хусий, преданный друг царя Давида, оставив его и притворившись изменником, пришел в лагерь тирана Авессалома, восставшего войною против отца своего Давида. И, как мудрый советник, умело предложил… отсрочить погоню за Давидом. Этим советом Хусий спас Давида, дав ему возможность собрать войско (см. 2 Цар.17), Давид воспевает за это благодарственную песнь Богу, приписав дело спасения благодати Божией. Присоединяет же наставления и тем, которые терпят от кого-либо обиды, советуя им уповать на Бога и от Него ожидать помощи (Афанасий, Василий В., Златоуст, Феодорит).
2Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя:
2Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
Давид, имея множество врагов, в бедах и напастех уповал только на единого Бога. Видишь ли кротость души Пророка: он не просит наказать противников, но просит только избавления от всех гонящих. Боже мой – это выражение особой любви к Богу. От примера божественного Давида научаемся что благочестивым людям много гонений и скорбей бывает в миру. Бедствия же показывают, на что человек уповает. Ибо всякое злополучие, подобно лекарству рвотному, показывает, что кроется в сердце (Златоуст, Тихон).
3Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу.
3да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего].
Хотя и войско собрал Давид, но все равно, говорит, оно не избавит и не спасет (не сущу избавляющу, ниже спасающу), если не будет помощи свыше. Львом Пророк называет диавола, который яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 4, 8) (Златоуст).
4Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею:
4Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
Неправда в руку, т.е. в действиях. Тощь отпадает от врагов тот, кто лишается благодати. Христос заповедал нам не то, чтобы не иметь врагов – это не в нашей власти; но не ненавидеть их – в этом мы властны. А кто нас ненавидит, не взирая на нашу благорасположенность к нему, тот доставляет нам величайшую награду. Пророк равно вменяет в грех тому, кто начал злое дело, и тому, кто мстит за зло (Василий В., Григорий Нисский, Златоуст).
5Аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ.
5если я платил злом тому, кто был со мною в мире,- я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом,-
Незлобивий Христос Господь наш не воздах нечестивым иудеям зло за зло. И на кресте за них даже руки Свои простирал, моляся о них: Отче, отпусти им (Лк. 23, 34) (Златоуст).
6Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит.
6то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
Когда мы поем этот псалом, то проклинаем самих себя, если воздаем злом за зло. Подобно навлекаем на себя эту Давидову клятву, если ради славы человеческой добрые дела совершаем, вселяя свою небесную славу в прах земной. Пророк просит даже предать его в руки диаволу, если он сделал что-либо из сказанного выше (Афанасий, Дорофей, Палама).
7Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. 8И сонм людей обыдет Тя: и о том на высоту обратися.
7Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал,- 8сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
Давид умоляет праведного Судию изречь праведный приговор на делающих обиды для вразумления и исправления многих. Гневом указывает на карательную силу Судии. Восстани, как заповедал Ты, повелев защищать обижаемых. И сонм людей уверовавших обыдет Тя, т.е. вознесет благодарственные хвалы. Слова эти можно относить и к тайне воскресения Христа. И о том на высоту обратися, когда Ты, Господи, совершишь, наконец, тайну нашего спасения, возвратись на высоту той славы, которую Ты имел прежде бытия мира (Афанасий, Василий В., Григорий Нисский, Златоуст, Феодорит).
9Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя.
9Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
Пророк научает, что над делами нашими есть Промысел Божий, требующий отчета в совершаемом. А суд разумеет как будущий, так и настоящий (Златоуст).
10Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно.
10Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
Печалиться и скорбеть следует о злобе грешных, а не о тех, которые наказываются. Когда порочные наказываются, тогда праведники делаются более внимательными. Пророк показывает как Бог будет судить вселенную: Он не нуждается ни в свидетелях, ни в письменных доказательствах – поскольку верно знает расположение сердца каждого и его утробы, т.е. самые сокровенные мысли (Златоуст).
11Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем.
11Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
Прав сердцем тот, кто в рассуждении держится середины, не увлекаясь в излишество или недостаток. Как линия делается кривою, так и сердце делается строптивым – когда его возвышает высокомерие, или уничижают скорби и тесноты (Василий В.).
12Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день.
12Бог — судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий,
Долготерпелив Бог для того, чтобы обратить нас к Себе. Медля с наказанием, Он ожидает твоего раскаяния. Но ты не пренебрегай этим изречением: справедливость каждому воздает по заслугам… Праведен Судитель возмеривает мерами каждого, какими он предварительно измерял свои поступки в жизни (Василий В., Златоуст).
13Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже, и уготова и: 14И в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела.
13если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,14приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
Это сказано по причине грубости и безчувствия многих людей, чтобы тронуть души их. В другом месте Давид же говорит, что призираяй на землю и творяй ю трястися (Пс. 103, 32), т.е. если только взирая на землю Он потрясает каменные массы, то зачем Богу оружие?.. Все это сказано в переносном смысле, чтобы глубже внедрить страх(Златоуст).
15Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие.
15Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
Кто соглашается с порочными помыслами и исполняет их хотения, тот зачинает в сердце своем и рождает всякое беззаконие (Василий В.).
16Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. 17Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет.
16рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: 17злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.
Злодейства Пророк называет болезнями и показывает, что копающий яму ближнему сам впадает в нее. Хотя бы кто был и безмерно порочен – однако суд совести его не истребляется, так как он от природы внедрен Богом. Лукавый человек обманывает прежде собственную душу: лукавство его обращается прежде всего на его главу. Не води знакомства с человеком лукавым, ибо дружба с лукавым – есть дружба с диаволом (Златоуст, Антоний В.).
18Исповемся Господеви по правде Его, и пою имени Господа Вышняго.
18Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Давид славословит Господа, изумляясь Его правосудию и долготерпению. Не говорит исповедаюсь, но исповемся – показывая этим, что и после получения благ будет благодарить Господа. И не потому, что Бог имеет нужду в этом, но потому, что это полезно для самого человека. Бог весьма сильно желает нашего преуспеяния в добродетели. А этому ничто так не способствует, как частое собеседование с Богом, постоянное благодарение и славословие (Златоуст).