Псалом 6

ПСАЛТИРЬ в святоотеческом изъяснении: 6 псалом


1В конец, в песнях о осмом, псалом Давиду, 6


Под осмом Писание подразумевает жизнь будущего века, имеющую наступить после седмеричной жизни настоящего века и предзнаменованную осьмодневным обрезанием Господним. С воспоминанием об осмом Пророк прекрасно соединил и слово о покаянии, о Страшном суде Христовом и ожидающих наказаниях за грехи. Псалом учит, как можно умилостивить Бога, и объясняет способы, как надлежит отвращаться от грехов. Поэтому псалом этот есть первый покаянный (Василий В., Григорий Нисский, Анастасий).

2Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.

2Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.

Умным очам Пророка представляется, что он, как бы обнаженный и связанный, предстоит пред Страшным судом Божиим, касается самих ног Судии Господа и, как лишенный всякого дерзновения за свои прегрешения, просит себе бедному одного только помилования. Мытарь от множества грехов не смел взглянуть на небо, но сильно ударял себя в грудь и молил Бога быть помилованным: милостив буди мне грешному (Лк. 18, 13). Но праведный Давид сделал гораздо более его, ибо не осмелился умолять Бога о совершенном прощении, но молил, чтобы не тяжко быть наказанным. А это указывает на смирение души. В Боге нет ярости и гнева – это слова снисхождения для людей грубых, которые не могут получить пользы от безстрастных выражений. Не человекообразно должно разуметь эти выражения, но достойно Бога, чуждого всякого возмущения. Под этим надо понимать, что Он есть Судия и праведный воздаятель за все неправо делаемое (Анастасий, Златоуст, Кассиан).

3Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. 4И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе;

3Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; 4и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?

Пророк умоляет Бога как Врача, а не как Судию. Он непрестанно употребляет слово Господи, как некоторое право на снисхождение себе. Мы все имеем нужду в милости, но не все достойны милости, ибо она ищет достойного и способного принять ее, как Сам Бог сказал Моисею: помилую, егоже аще милую, и ущедрю, егоже аще щедрю(Исх. 33, 19). Костями называет Пророк целомудренные помыслы, смущение которых колеблет душу. Писание много раз именует члены внутреннего человека именами членов телесных. На этом основании можно представить себе и кости, которыми поддерживается стройность и связь между душевными силами. Великое к Богу восхождение – есть познание своей немощи. Насколько более познаешь себя, настолько совершеннее познаешь Бога (Златоуст, Григорий Нисский, Феодорит, Димитрий).

5Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея. 6Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе;

5Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, 6ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?

Все спасение наше должно приписывать только милости Божией за приносимое нами покаяние. Во аде нет покаяния. Ныне Дух Святый хотя и не имеет общения с недостойными, однако же некоторым образом сопребывает с теми, которые запечатлены однажды, ожидая их обращения; а по смерти Дух совершенно отсечется от души, поругавшей Его благодать. Поэтому нет им после смерти во аде исповедания, потому что там не сопребывает уже помощь Духа Святаго (Василий В., Анастасий).

7Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.

7Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.

При Божией милости должны быть и наши собственные усилия – иначе не будет никакой пользы. Царь во всю жизнь не предавался покою: так как днем его обременяло множество забот, то время отдыха он делал временем исповедания, когда никто не препятствовал этому дивному удовольствию. Слезами и истинным душевным сокрушением он очищал свою душу и делался причастником Святаго Духа. Измыю употребляет для того, чтобы показать, что слезы омывают и очищают душу от грехов и соделывают причастником Святаго Духа. Слеза, проливаемая от великой скорби и сердечной чистоты, есть пища души (Златоуст, Макарий В., Анастасий).

8Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.

8Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.

Оком наименовал здесь Псалмопевец разум, почему и упомянул об одном только оке. Доколе гнездится в сердцах наших ярость – застарелый гнев и ослепляет око ума, дотоле не можем мы ни видеть Христа, ни стяжать правильного различия добра и зла, ни обладать зрелостью совета, ни быть покойными от тревог и смущений, ни держаться неуклонно правды; не можем стяжать и мудрости, ибо ярость почивает в недре безумных (Екк. 7, 10). Обетшах – изнемог от врагов, которые прежде греха моего боялись меня (Феодорит, Кассиан, Августин, Златоуст).

9Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего:10Услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият.

9Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, 10услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.

Должно возревновать расположению Давида, который через покаяние и умиление приобрел божественное заступление и уже со властью запрещает врагам всякого рода. Надобно не только удаляться от греха и скорбеть о согрешающих, но и избегать общения с людьми порочными, чтобы сохранить благо, приобретенное покаянием(Василий В., Григорий Нисский, Анастасий).

11Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.

11Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

Пророк молится за своих врагов, желая, чтобы они возвратились от зла к добродетели (Златоуст).

Комментирование запрещено