ПСАЛТИРЬ в святоотеческом изъяснении: 3 псалом
Псалом 3, 1Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
Пророк Давид на опыте своего греховного поползновения научает нас целомудренной жизни, чтобы никому не делать зла и не презирать законов Божиих. Давид бежал от сына, так как нарушил чистоту супружеской верности. И поскольку он внес войну в чужой дом, то из собственного же дома его восстала против него война. Ибо откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Домашние бедствия – есть следствия грехов, и наказателями грешника Бог определяет именно домашних людей; хотя действующий и не знает этого, но знает это Врач – Бог. Псалом предвозвещает предстоящие тебе от врага искушения, когда бываешь гоним ты своими и многие восстают на тебя. В высшем пророческом смысле в псалме содержится глас Христов к Богу Отцу во время крестных страданий (Златоуст, Афанасий, Августин, Григорий Нисский).
2Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, 3Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его.
2Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; 3многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».
Этими словами делается намек и на злоумышления мысленных врагов – демонов против нас (Афанасий).
4Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. 5Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.
4Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 5Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
В трудных обстоятельствах должно прибегать только к Богу и призывать Его на помощь с душевным усердием в прилежной умной молитве. Подобно Моисею, хотя он внешне и молчал, но Бог говорил ему: что вопиеши ко Мне?(Исх. 14, 15), называя молчание воплем, по причине усердной умной молитвы Пророка. Глас – это мысленное прошение ума. Гора святая – небо (Афанасий, Феодорит).
6Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.
6Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
Божественное Писание часто бедствия называет ночью; когда человек прибегает к Богу, то Господь избавляет бедствующего от скорбей, пробуждает его спящий ум и сохраняет кающегося от неприязни. В высшем смысле Пророк принимает на себя лицо Самого Владыки нашего и говорит от Его имени о страдании, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа (Афанасий, Феодорит, Августин, Григорий Нисский).
7Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.
7Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
Нападающими на Давида были соучастники Авессалома (смысл исторический); под ними же подразумеваются и демоны (смысл переносный). Множество нечестивых человек и демонов нападали на Христа Господа: но после воскресения Его из мертвых все враги видимые и не видимые «падоша» (смысл высший пророческий) (по Зигабену).
8Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.
8Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
Это изречение относится ко внутреннему человеку. Образ выражения заимствован от зверей, у которых сила именно и сосредотачивается в зубах. Зубы грешников – это неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся, чрез которые злые духи приближаются к нам и от которых мы терпим большие искушения(Василий В., Афанасий, Феодорит).
9Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.
9От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.
Не должно возлагать надежды на человека, но от единого Бога ожидать спасения. Вольною Своею крестною смертью Христос соделал спасение миру. Людем своим – всем верующим в Него Спаситель даровал благословение Свое – Крест честной. Под благословением должно разуметь еще и благодеяния Божии, как следствие благословения Божьего (Афанасий, Златоуст, Кирилл Иерусалимск., Тихон).