ПСАЛТИРЬ в святоотеческом изъяснении: 2 псалом
Псалом Давиду, 2
В псалме содержится пророчество о пришествии в мир Христа Сына Божьего и о воцарении Его над всем миром; а также о сопротивлении и восстании против Него иудеев, царей, князей и всех языков, суетном и тщетном. Именно так истолковывали этот псалом святые апостолы и учители Церковные (см. Деян. 4, 2528) (Тихон).
1Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным;
1Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
Пророк произносит пророчество в виде обличения. Шатанием называет неразумную гордыню. Языцы – неверующие в Бога, а людие – иудеи, злоумышляющие умертвить Безсмертного. Поучишася тщетным – замыслили пустое. Вскую – т.е. почему, откуда такая ненависть ко Спасителю? (Афанасий).
2Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.
2Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
Царие земстии – Ирод, Пилат; князи – книжники, фарисеи. На Господа – Бога Отца и на Христа Его – Сына Божьего, Которого Отец поставил царем над всеми языками (Афанасий).
3Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.
3“Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
Давид, описывая разбойничье судище у Каиафы, говорит, что за это именно погибли иудеи, и за неверие свое рассеяны по всей вселенной (Златоуст).
4Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им.
4Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
Посмеется сказано вместо возненавидит и возгнушается. Ибо смех есть дыхание, выпускаемое через ноздрю, в уничижение высокомудрствующих о себе (Афанасий).
5Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я.
5Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
Исполнившееся на деле истолковало это пророчество – ибо римское войско, напав на иудеев, опустошило Иерусалим, сожгло Храм, большую часть из них предало смерти, а оставшихся в живых пленило и поработило. Гнев Божий и ярость Его не представляй человекообразно, но достойно Бога, чуждого всякого возмущения: именно под этим должно понимать, что Он есть судия и воздаятель за все, неправо делаемое в мире сем (Кассиан).
6Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою его,
6»Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
Иисус Христос, как Богочеловек, поставлен от Бога Отца Царем над Сионом – святою Церковью, хотя по божеству Христос, как Бог, имеет царство по самой природе (Афанасий, Феодорит).
7Возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.
7возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного Христа. Днесь – указывает на время, чтобы показать рождение по плоти, ибо не существует в божестве дней вчерашнего или утрешнего, но неизменный день вечности, безначальный и безконечный (Афанасий).
8Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.
8проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
Будучи Владыкою – как Бог, Христос принимает владычество над всем миром, как Человек; ибо об этом и Сам Он сказал ученикам: дадеся ми всяка власть (Мф. 28, 18) от Отца Моего (Златоуст, Феодорит).
9Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.
9Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
Жезл железный – есть крест святой для уверовавших; а для неуверовавших иудеев, согласно Данииловому пророчеству, таким жезлом явилась римская власть, которая не только бичевала, но и умерщвляла. Сосуд скудельничий (обожженный) после сокрушения невозможно восстановить в прежнее состояние (Афанасий, Златоуст, Феодорит).
10И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли.
10Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
Дух Святый здесь увещевает чрез Пророка всех противящихся Христу осознать свое неразумие: Кому противятся? Ныне – пока есть время. Накажитеся еси – уразумейте и прочие люди. Судящии земли имеют над собою Царя неба и земли, Который даровал им власть и силу и Сам их будет судить, как и они судят (Феодорит, Тихон).
11Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.
11Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
Пророк разумеет здесь радость духовную, которая рождается от исполнения Святых Христовых заповедей. Когда кто не рабски, а сыновне слушается во всем Бога, тогда он радуется с трепетом, т.е. исполняется радости духовной, а не плотской. Это явствует из слов пророка Аввакума: аз же о Господе возвеселюся, возрадуюся о Бозе Спасе моем, потому что Господь Бог мой сила моя, и учинит нози мои, (благочестивые помыслы души моей), на совершение премудрости о Господе (Авв. 3, 1819). Радуйтеся Ему с трепетом, т.е. с сокрушением, чтобы радость о Боге не превратилась в радость мирскую с тщеславием и осуждением других. Знай и то, что и при духовных отрадах и утешениях еще более надлежит служить Ему со страхом и благоговением(Феодорит, Нил Синайский).
12Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиеся Нань.
12Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
Наказание – Евангельское учение. Гнев Божий есть пресечение или уменьшение подаяния божественных даров, которое бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему. Путь праведный – путь Христов: Аз есмь путь (Ин. 14, 6). Если блажени еси надеющиися на Бога, то насколько несчастны и бедны надеющиеся на человека, на свою силу и честь, дела… и все прочее, что есть кроме Христа. Одно только блаженно – уповать на Царя Иисуса Христа! Вот смысл всего псалма (Афанасий, Тихон, Григорий Нисский).