Сергий,Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич).Двенадцатый Патриарх Российский

Сергий,Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич).Двенадцатый Патриарх Российский

Сергий, Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич). Двенадцатый Патриарх Российский

Дата рождения:
11 января 1867 г.


Дата смерти:
15 мая 1944 г.


Дата хиротонии:
25 февраля 1901 г.


Дата пострига:
30 января 1890 г.


Страна: 
Россия


Биография: 

Родился 11 января 1867 года в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. 

В 1886 году окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в СПб духовную академию. 30 января 1890 года пострижен в монашество, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.

9 мая 1890 года году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня был назначен в Японию членом Православной духовной миссии.В декабре 1891 года назначен судовым священником на корабль «Память Азова».

В 1893 году назначен испол. должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии. С 13 декабря 1893 года назначен исполнять должность инспектора Московской духовной академии. 21 сентября 1894 год возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.

В 1895 году 1880 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении». 

В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии.
29 июля 1899 года определен ректором СПб духовной семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором СПб духовной академии. С 21 января 1901 года — ректор той же духовной академии.

25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Петербургский Антоний, митрополит Киевский Феогност, митрополит Московский Владимир, архиепископ Холмский и Варшавский Иероним, епископ Кишиневский Иаков, епископ Борис, епископ Гдовский Вениамин, Нарвский Никон и епископ Сарапульский Владимир.

С 6 октября — архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 году участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.
С этого же года состоял Почетным членом СПб духовной академии. С 6 мая 1911 года — член Святейшего Синода. 

В марте 1912 года назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде. 6 мая 1912 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 4 апреля 1913 года назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде.

С 14 января 1915 года. Согласно просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета. (В книге «Патриарх Сергий и его духовное наследство» на с. 183 ошибочно указан год освобождения от должности Председателя Миссионерского Совета 1917-й, см. «Церковные Ведомости», 1915, № 3, с. 26.).

Участник Всероссийского Свящ. Собора 1917/1918 гг. в Москве. С 10 августа 1917 года архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября того же года возведен в сан митрополита. С 1922 года епархией не управлял.

В январе 1921 года митрополит Сергий был арестован и длительное время находился в Бутырской тюрьме. На Пасху он был выпущен на свободу. Известно, что за него поручился архиепископ Владимир (Путята). Основанием для его ареста был бракоразводный процесс. В соответствии с пунктом обвинения он был приговорен к ссылке в Нижний Новгород, куда и выехал в июне месяце. Там митрополит Сергий жил в Крестовоздвиженском монастыре и имел возможность беспрепятственно совершать богослужения (См.: Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 208. История Церкви России в новое время: В 3-х томах. Мюнхен / Зальцбург, 1965-1968).

С 18 марта 1924 года — митрополит Нижегородский. С 10 декабря 1925 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя. С ноября 1926 года епархией не управлял.

30 ноября 1926 года митрополит Сергий вновь арестован. Арест наверно был не столько наказанием за переписку с руководством синода в Карловицах, сколь как средство для его изоляции и так же связанная с этим возможность использования дезинформации. 

Результатом ареста и дальнейшего давления на него и на Патриаршую Церковь, которая в это время находилась в отчаянном положении, была пресловутая декларация митрополита от 16/29 июля 1927 года, основная задача, исходный пункт, которой состоял в том, чтобы обрисовать развитие основных направлений политики Московской Патриархии. С 27 марта 1926 года снова вступил в управление Русской Церковью, как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

Первые годы управления митрополита Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви с того самого момента, когда он принимал управление, а многие отделились от него в последующие годы, особенно после декларации, выпущенной им 16/29 июля 1927 года.

12 апреля 1932 года постановлением за № 60/б награжден предношенем креста при богослужении.
14/27 апреля 1934 года ему присвоен титул «Блаженнейший митрополит Московской и Коломенский», с правом ношения двух панагий.

10 марта 1941 года — сороколетие в сане епископа. 26 августа ст/ст 1943 года собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. 30 августа ст/ст 1943 года состоялась его интронизация в Московском кафедральном Богоявленском соборе.

В жизни и деятельности Патриарха Сергия нельзя не отметить один чрезвычайно важный момент: во время Великой Отечественной войны под его руководством все православное русское духовенство активно помогало обороне страны. Призывая к усиленной борьбе против захватчиков и к самоотверженному труду в тылу. Под его руководством духовенство укрепляло патриотический дух русского народа, поддерживало его моральное состояние и оказывало значительную материальную помощь фронту.

Скончался 2/15 мая 1944 года. Погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора.

Научные труды, публикации: 

Православное учение о спасении (Магистерская диссертация). Сергиев Посад, 1895. 2-е изд. Казань, 1898. 

Вопрос о личном спасении. (Речь перед защитой магистерской диссертации). Москва, 1895.
Вечная жизнь, как высшее благо. Москва, 1895.

Христианство в Китае и Японии. Русский вестник, 1892, дек., 1893, февр.

На Дальнем Востоке (письма японского миссионера). Арзамас, 1897. Богословский Вестник, 1895-1896. 

По Японии (письма о миссионерском путешествии). Богослов. Вестник, 1899, апр.-дек. (Переизд.: По Японии: (Записки миссионера). — М.: Крутицкое Патриаршее подворье: Общество любителей церковной истории, 1998.- 229 с.).

Происхождение пастырского служения и его необходимость. Богословский Вестник, 1900, авг., с. 507.
Разбор инославных учений об оправдании. 1. Учение средневекового инославного богословия. Богословский Вестник, 1895, апр., с. 1, авг., с. 141. 
2. Современное учение инославного богословия. Богословский Вестник, 1895, июнь, с. 346.
Речь на могиле покойного профессора Лопухина. Церковный вестник, 1904, № 36, с. 1132-1134.

Святи их во истину Твою (Статья). Церковный вестник, 1904, № 24 с. 740.

Речь при наречении его во епископа Ямбургского 22 февраля 1901 года. Прибавление к Церковному Вестнику, 1901, № 9, с. 312-313.

Речь епископу Киприану при его хиротонии 10 марта 19113 года. Прибавление к Церковному Вестнику, 1913, № 12, с. 518-520.

Послание к пастырям и пастве. 29 июля 1927 года. Патриарх Сергий и его духовное наследство. МП, 1947, с. 59-63.

Предисловие к книге «Правда о религии в России». Изд. МП, 1942.

Как православный христианин должен отнестись к предстоящему чествованию графа Толстого. Приб. к Церковному Вестнику 1908, № 34 , с. 1619-1622. Церковный вестник, 1908, № 35, с. 1081-1083. Известия Казанской Епархии. 1908, № 32-33, с. 973-983.

Что разделяет нас со старокатоликами? 1902.

К вопросу о том, что разделяет нас со старокатоликами. 1903.

Две речи: 1) при пострижении в монашество Елевферия (Богоявленского). Церковный вестник, 1904, № 12, с. 356. 2) Дамиана (Воскресенского). Церковный вестник, 1904, № 50 с. 1578.

Закон Божий, написанный в сердце человека. СПб, 1904.

Слова и речи (1901-1905). СПб, 1905.

Речь, сказанная в Гельсингфорсом православном соборе вновь назначенному генерал-губернатору , генерал-лейтенанту Ф.А. Зейну (21 ноября 1909 г.). Церковный вестник, 1910, № 1 с. 5-6.

Письмо к митрополиту Агафангелу от 28 января/ 10февраля 1928 года.

Письмо к митрополиту Агафангелу (апрель 1928 года. Архиеп. Иоанн (Снычев). Церковные расколы XX столетия, с. 175.

Письмо к митрополиту Кириллу от 5/18 сент.1929 г.

Письмо к митрополиту Кириллу от 2 января 1930 г. 

О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его заместителей. ЖМП, 1931, № 1, с. 3-5.

Письмо от 28 окт.1931 г. на имя Высокопреосвященного Митрополита Евлогия, Управляющего русскими церквами в Западной Европе. ЖМП, 1931, № 2, с. 2-3. № 3, с. 1.

Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. ЖМП, 1931, № 2, с. 5-7. № 3, с. 3-6. № 4, с. 3-7.

Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви. ЖМП, 1931, № 5, с. 1-2.

Отзыв на тетрадь гражд. Д.Е. Ивановой под заглавием «Апология ежедневного и повседневного приобщения Св. Таин как заповеди Христа Спасителя». (Машинопись). ЖМП, 1931, № 5, с. 3-5. 

Послание Патриарху Константинопольскому Фотию II. ЖМП, 1931, № 6, с. 1-2.

Послание Константинопольскому Патриарху Святейшему Фотию II архп. Константинопольскому — Нового Рима и Вселенскому Патриарху от 15 окт. 1931 года за № 7623. ЖМП, 1932, № 7-8, с. 1-2. 

Ответ на приглашение к участию в Лондонской догматической комиссии и в предсоборном всеправославном собрании (Просинод) от 30 сент. 1931 г. за №7467. ЖМП, 1932, № 7-8, с. 6-7. 

Письмо представителю Вселенского Патриарха в СССР Архимандриту Василию Диномуло от 12 апр. 1932 г., № 521. ЖМП, 1932, № 9-10, с. 1-2. 

Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церковью. ЖМП, 1932, № 11-12, с. 8-11.

Послание Блаженнейшему Патриарху Сербскому (Варнаве) от 23 марта 1933года. № 311. ЖМП, 1933, № 14-15, с. 1-4. 

Временному Экзарху Московской Патриархии в Америке, Управляющему Русской Северо-Американской Православной епархией, Преосвященному архп. Вениамину, боголюбивым клирикам и мирянам, устоявшим в вере и в послушании Святой Церкви. ЖМП, 1933, № 1617, с. 1-3. 

Воскресенье Христово в отличие от Воскресения Лазаря. ЖМП, 1933, № 16-17, с. 4-7. 

Значение апостольского преемства в инославии. ЖМП, 1932, № 23/ 24, с. 23-24. 

Основное заблуждение католичества и протестанства. Православный Финляндский сборник, 1911, № 9, с. 3. ЖМП 1963, № 3, с. 50, п/ с. 13.

Послание к пастырям и пасомым Христовой Церкви 22 июня 1941 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 3-5.

Речь на молебне о победе русского воинства вечером 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве. Правда о религии в России, МП. 1942 , с. 83-86.

Поучение, сказанное за литургией в церкви Иоанна воина на Б. Якиманке в Москве 12 авг. 1941 года. Правда о религии в России, МП. 1942 , с. 95-97.

Послание православным людям на временно оккупированной немцами территории (январь, 1942г.). «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 11-12.

К православной пастве Украины от 5 февраля 1942 г. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 13-17.

Правда о религии в России, МП. 1942 , с.129-135.

Второе послание по делу епископа Поликарпа Сикорского. 26 марта 1942 года. Правда о религии в России, МП. 1942 , с. 136.

«Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 18-21.

Послание Московской пастве 1/14 окт. 1941 года. Правда о религии в России, МП. 1942 , с. 409-410.

Пасхальное приветствие 2 апреля 1942 года. Правда о религии в России, МП. 1942 , с. 449-451.

«Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 24-25.

Послание возлюбленным о Христе чадам Святой Русской Православной Церкви 22 июня 1942 года».
«Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 29-31.

Послание всем верным чадам нашей Святой Русской Православной Церкви в особенности обитающим в Литве, Латвии и Эстонии 22 сентября 1942 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 32-34.

Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви 25 декабря 1942 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 37-38.

Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви в областях СССР, еще не освобожденных от немецкой оккупации 13 декабря 1942 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 39-40.

Архипастырское послание к православной пастве Ростова на Дону и Ростовской епархии 20 марта 1943 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 43-45.

Пасхальное послание 23 апреля 1943 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 46-47.

Послание ко дню двухлетия войны 22 июня 1943 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 48-50.

Святительское обращение ко всем Христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах, 23 апреля 1943 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», с. 83-86.
О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны (доклад на Соборе 8 сентября 1943 года). ЖМП, 1943, № 1, с. 7-8.

Послание к пастве. 12 сентября 1943 года.

Речь его в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы в день интронизации,12 сентября 1943 года. ЖМП, 1943, № 2, с. 8.

Праздничное приветствие. ЖМП, 1943, № 4, с. 3-4.

Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Православной Церкви 7 ноября 1943 года. ЖМП, 1943, № 3, с. 3-4.

Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Русской Православной Церкви. ЖМП, 1944, № 4, с. 5-6.

Есть ли у Христа наместник в Церкви? (статья). ЖМП, 1944, № 2, с. 13-18.

Пасхальное приветствие (1944 г.) ЖМП, 1944, № 4, с. 3-4.

«Чин отпевания инославных». Журнал Засед. Св. Синода № 12 от 9.VI.1949.

«Чин панихиды по инославным». Журнал Засед. Св. Синода № 12 от 9.VI.1949.

Die Wahrheit uber die Religion in Rubland. Zurich, 1941.

К вопросу о праве Константинопольского Патриарха на территорию Западной Европы. Из послания от 15. X. 1931… Патриарха Фотия II., в: Вест. Экзархата 5 (1950) 25-27.

Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам, в: Вест. Экзархата 19 (1954) 106-126.
Le Christ a-t-il un Vicaire dans l`Eglise., in: Vest. Ekzarchata 20 (1954) 213-219, Paris 1960. 

Le culte de la Mere de Dieu dans l`Eglise orthodoxe, edba. 220-227.

L`Eglise du Christ et lesCommunatutes dissidentes(avec introduction et notesde V. Lossky), in: Vest. Ekzarchata 21 (1955) 9-32. 

Die Beziehung der Kirche Christi zu denGemeinschaften? Die sich von ihr getrennt haben, in: Kyrios 1(1960/61) 159-186. 

Die Bedeutung der apostolischen Sukzession bei den heterodoxen Glaubensgemeinschaften, in: StdO 1962, № 6, 26-34.

La signification de la succession apostolique dabs l`heterodoxie, in: Vest. Ekzarchata 42/43 (1963) 74-96.
Отношение православного человека к своей Церкви, в: ЖМП, 1967, № 1, с. 63-69.

L`attitude d`un orthodoxe envers sonEglise et envers l`eterodoxie, in: Vest. Ekzarchata 62/64 (1968) 112- 121. 

The Significance of Apostolic Successorsin the Non-Orthodox Faiths, in Diakonia 6 (1971) 147-162.
AL question du filioque, in: Istina 17(1972) 290-292.

Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви в: ЖМП, 1973, № 9, с. 57-61. Немец. StdO 1974, № 5, 56-64.

Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря, в: ЖМП, 1973, № 104, с. 61-66.
Ей, гряди, Господи Иисусе!, в: ЖМП,1973, № 12, с. 32-33.

Von der Verehrung der Gottesmutter in der Orthhodoxie, in: StdO 1973, № 5, 56-64. («ЖМП» 1932, № 14/15, с. 1-4).

Resurrection du Christ et resurrection de Lazare. Paris o. J. 11 s. 

Der Wiederkunft Christs entgegen, in: StdO 1978, № 1, 28-30. 

Радость исполненного долга. ЖМП, 1983, № 9, с. 72-73.

Правдой и верой жив будет. ЖМП, 1984, № 7, с. 44-45.

ЖМП. 1994. № 5 практически весь составлен из материалов, посвященных 50-летию со дня кончины Патриарха Сергия.

Во имя любви к ближнему / В.О. (Церковь в Отечественной войне 1941-1945 гг.). ЖМП. 1994. [№] 5. С. 127-131.

Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря ЖМП. 1994. [№] 5. С. 50-56.
9 января 1905 года. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 15.

Есть ли у Христа наместник в Церкви? ЖМП. 1994. [№] 5. С. 98-102.

Зачем Святой Руси дана вера православная? (Речь после молебна перед открытием годичного собрания Общества ревнителей веры и милосердия 22 октября 1901 г.). ЖМП. 1994. [№] 5. С. 9-11.

Значение апостольского преемства в инославии. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 61-79.

К вопросу о веротерпимости. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 19-22.

Накануне объявления полной веротерпимости (Поучение на молебне в день основания академии 17 февраля 1905 года). ЖМП. 1994. [№] 5. С. 16-18.

Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 80-98.

Патриарший Местоблюститель смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви. Москва, 7/22 июня 1941 г. [Послание было разослано в первый день войны по всем приходам]. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 122-123.

Поучение за литургией в церкви Иоанна Воина на Большой Якиманке в Москве 12 августа 1941 года. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 125-126.

Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 56-61.

Речь на молебне о победе русского воинства вечером 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 124-125.

Речь при наречении во епископа (22 февраля 1901 г.) [в сане архимандрита]. ЖМП. 1994. [№] 5. С. 8.

Юбилей Петербурга, 16 мая 1903 г. (Синодальный период). ЖМП. 1994. [№] 5. С. 11-14.

Составил акафисты: 
1. В честь Владимирской иконы Божией Матери. 
2. В честь Боголюбской иконы Божией Матери. 
3. В честь иконы Божией Матери «Умиление». 
4. В честь Воскресения Христова. 
5. Святому Духу. 
6. Живоносному древу Креста Господня. 
7. Преп. Сергию и Герману Валаамским чудотворцам. 
8. Преп. Сергию Радонежскому.


Комментирование запрещено