ПСАЛТИРЬ в святоотеческом изъяснении: 9 псалом
1В конец, о тайных Сына, псалом Давиду, 9
Псалом содержит пророчество о сокровенных делах Спасителя: Его рождении от Девы посредством Духа Святаго, чудотворениях, смерти, сошествии во ад, воскресении. Ибо все это совершено Им «в тайне». Сокрыл Он это от князей мира сего. Пророк от лица человечества благодарит Спасителя за эти тайные дела(Афанасий).
2Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя.
2Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
Исповедание бывает двоякого рода: или как сознание собственных грехов, или как изъявление благодарности Богу. Здесь – благодарность со всем усердием за благоденствия и злополучия. Принося благодарность за благодеяния – ты отдаешь долг, а принося благодарность за бедствия – делаешь Бога должником своим. Этим еще избавляемся и от скорби, так как чувство благодарности всегда радует. Благодарность – тяжкий удар для диавола; она делает душу любомудрою (Златоуст).
3Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему, Вышний.
3Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
Этими словами Пророк изображает свою сильнейшую любовь к Богу. Посредством песнопений и псалмов он возбуждает любовь к Нему и многих других (Златоуст).
4Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего.
4Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим,
Это говорит Пророк не от лица Самого Спасителя, но более ко Христу, как к Благодетелю, за избавление человека от власти врага диавола, когда сказал Господь: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12, 31) (Феодорит).
5Яко сотворил eси суд мой и прю мою: сел eси на Престоле, судяй правду.
5ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
Посмотри на любомудрие этого мужа: он не сам мстит врагам, но предоставляет суд Богу, исполняя заповедь апостола: не себе отмщающе (Рим. 12, 19). Хотя терпел бедствие он и не заслуженно, иначе Бог не отомстил бы за него (Златоуст).
6Запретил eси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил eси в век, и в век века. 7Врагу оскудеша oружия в конец, и грады разрушил eси: погибе память его с шумом.
6Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. 7У врага совсем не стало оружия, и города’ Ты разрушил; погибла память их с ними.
Можно истолковать это о последнем суде. Ибо тогда запретит Господь грешным и в конец погибнет диавол (этот нечестивый). Оружиями назвал сопротивные силы, которые придавали ему крепость, подобно городским стенам(Афанасий).
8И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, 9И Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте.
8Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, 9и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
Не только в настоящем веке являет Он Свою силу, но и в будущем откроет страшное Свое судилище, судя на нем всех людей, воздавая каждому чего кто достоин (Феодорит).
10И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех.
10И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;
Убогим и нищим называет себя Давид, хотя и был царем, ибо он знал, что все человеческое ничтожно. Не сказал: моим прибежищем были войска, или деньги, или стены, но: бысть Господь прибежище. Благовременностъю назвал скорбное время когда человек особенно нуждается в помощи (Златоуст).
11И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил eси взыскающих Тя, Господи.
11и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
Знающие Бога не смущаются и среди бедствий, предав себя надежде на помощь свыше. И если Господь не вдруг избавляет от скорби – то это для твоего же испытания, чтобы сделать тебя более крепким, чтобы укрепить твою надежду и усилить любовь к Нему. А как можно искать Бога, Который существует везде? – Если устремим к Нему все наши мысли и отрешимся от пристрастия к житейскому (Златоуст).
12Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его.
12Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
Сион – небесный Иерусалим (см. Евр. 12, 22). Начинания благодать евангельская (Афанасий, Иероним).
13Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих.
13ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.
Убийство не совершается безнаказанно, но непременно подвергнется наказанию. Это – знак Его внимательнейшего промышления. Если же Бог наказывает не вдруг, не удивляйся этому: Он дает время грешникам покаяться. Звание убогих – это не звук голоса, но смиренное расположение души нищих духом; потому что особенно молитвы тех бывают услышаны, которые смиренны и сокрушенны сердцем (Златоуст).
14Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных.
14Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня,- Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
Пророк постоянно предается молитве: находясь в опасности и в безопасности, он не перестает Бога умолять о будущем. Особенно нужна молитва после избавления от бедствий, так как предстоит нам более упорная борьба – с леностью и гордостью, и диавол тогда сильнее нападает. Врата смертные – это множество опасностей (Златоуст).
15Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении Твоем.
15чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.
Врата дщери Сиона – Церкви Божий по всей вселенной, чрез которые верующие входят в Иерусалим небесный(Феодорит).
16Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их.17Знаемь есть Господь судьбы творяй, в делех руку своeю увязе грешник.
16Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.17Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.
Углебоша – т.е. насильно удержаны неизбежным несчастьем… Это случилось с иудеями. Они говорили, что должны умертвить Христа, чтобы не пришли римляне и не взяли их язык и город; а между тем, когда умертвили, тогда подверглись этому (Златоуст).
18Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога.
18Да обратятся нечестивые в ад,- все народы, забывающие Бога.
В земле темной и мрачной, в земле тмы вечныя (Иов. 10, 22) живут грешницы прежде суда и по окончательному приговору возвратятся они на мучения во ад (Синаит).
19Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца.
19Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
Если в настоящей жизни нищету ради Христа терпящии кажутся забвенными, то в будущей они будут вечно поминаемы у Бога. Ибо неложно Сама Истина провозвестила: блажени нищии духом, яко ваше есть Царствие Божие (Лк. 6, 20) и претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22) (Августин, Феодорит).
20Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою.
20Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.
Пророк просит у Бога помощи обижаемым. Да не крепится (да не будет дерзким) человек – диавол. Под человеком подразумевают другие и антихриста: открыется человек беззакония: сын погибели, противник, и превозносящийся паче всякого глаголемаго Бога (2 Сол. 2, 34) (Афанасий, Августин).
21Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть.
21Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
Просит Пророк даровать им Законоположителя Нового Завета, Иисуса Христа, ибо древний Законодатель Моисей уже окончил свою жизнь (Феодорит).
22Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех; 23Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют.
22Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? 23По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
Пророк говорит это от лица обижаемых, умоляя Бога, а не укоряя. Ибо многие из малодушных, по слабости человеческой, не видя возмездия обижающим, скорбят, не перенося благоденствия нечестивых, и сомневаются в Божественном Промысле: увязают в советех, яже помышляют (Златоуст, Феодорит).
24Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть.
24Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
Пророк оплакивает бедствия людей, видя, как грешницы не стыдясь, хвалятся своими беззакониями и слышат о себе льстивые похвалы от других (Златоуст).
25Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним.26Оскверняются путие его на всяко время. Отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает.
25В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» 26Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
Видишь, до чего простирается дерзость нечестивого. Он раздражает Самого Бога, и по множеству своего гнева(тщеславия, гордости) не ищет Бога: несть Бога во всех помышлениях его. От этого оскверняется и вся жизнь его и отъемлются суды божественного правосудия из его разума (Златоуст, Иероним).
27Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла.
27говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
Смотри чрезмерность гордыни. Он думает, что благоденствие его будет вечно. Не подвижуся – не совращусь в заблуждение в роды родов (Афанасий, Феодорит).
28Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь.
28уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком — его мучение и пагуба;
Писание повсюду злодейства называет болезнями, которые и являются причиной болезней (Златоуст).
29Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете. 30Ловит в тайне, яко лев во ограде своей: ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. 31Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими.
29сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; 30подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; 31сгибается, прилегает,- и бедные падают в сильные когти его;
Пророк описывает безумного как зверя, изображая его коварства, умыслы, засады против нищего духом и убогого(Златоуст, Ефрем).
32Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца.
32говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда».
Это диавол говорит с намерением нас обольстить, чтобы мы подумали, что Бог забы, т.е. нерадит о делах Своих(Афанасий).
33Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца.
33Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [Твоих до конца].
До пришествия Христова души и праведников нисходили во ад. Пророк предвидел, что Христос после крестной смерти и воскресения изведет из ада души уверовавших и введет их в рай, поэтому и просил ускорить Господа Своим воскресением. И ныне усердные христиане усердно просят Христа Господа воскреснуть в них самих и воскресить и оживотворить умерщвленные грехом их души. Рука – Божественная сила. Потребно нам много смиряться и искренно каяться, и усердно молиться этими псаломскими словами (Амвросий Оптинский).
34Чесо ради прогнева нечестивый Бога; рече бо в сердце своем: не взыщет.
34Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
Вот причина, почему и превозносится, и падает нечестивый (Афанасий).
35Видиши, яко Ты болезнь и ярость сматряеши, да предан будет в руце Твои: Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник.
35Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.
Все видишь и знаешь Ты, Господи; не скрыто от Тебя не только совершаемое на деле, но и приходящее в ум и на мысль. И видя все это, долготерпишь Ты, зная, что все под Твоею рукою и некуда бежать человеку. Никакое служение так не угодно Богу, как милосердие… Христос равно за всех умер, взяв на Себя грехи мира. Поэтому не гнушайся братом как нечистотою и заразою. Это твой член, хотя и покривило его несчастье Тебе оставлен нищий как Самому Богу; тебе предлагается случай доказать свое человеколюбие. Вразумись чужими бедами.. Великое врачество злополучному – когда кто от души пожалеет о нем; несчастие много облегчается искренним соболезнованием (Афанасий, Григорий Богослов).
36Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется.
36Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
Пророк просит, чтобы грешник не был окончательно сокрушен, но нечестие его – мышца. За свое нечестие пускай о подвергнется наказанию: да взыщется нечестие его и да не оправдается он сам – как перевел этот стих некто другой (Златоуст).
37Господь Царь во век и в век века: погибнете, языцы, от земли Его.
37Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
Господь будет царствовать во век и в век века, а грешники будут преданы конечной пагубе: погибнете языцы(Афанасий, Златоуст).
38Желание убогих услышал eси, Господи: уготованию сердца их внят ухо Твое.
38Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,
Знает Господь в точности, чего вожделевают убогие нищие и внимает их сердечным намерениям (Феодорит).
39Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.
39чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.
Как много Пророк печется о людях самых порочных в этом псалме, поскольку они не чувствуют болезни, в которой находятся, и, потому, особенно достойны сожаления: это знак несовершенства ума (подобно детям). Пророк умоляет Бога наказать такую безчувственность нечестивых (чтобы они вразумились), а несправедливо обижаемым просит Его быть помощником и защитником (чтобы они ободрились) (Златоуст).