ПСАЛТИРЬ в святоотеческом изъяснении: 8 псалом
1В конец, о точилех, псалом Давиду, 8
Пророк воспел настоящий псалом от лица верующих сердец, получающих таинственное вино христианского учения от духовных точил Церквей Божиих. Давид предсказывает спасение человечества Единородным Сыном Божиим, удивляясь Его непостижимой премудрости, неизреченному человеколюбию и удивительному в высшей степени промышлению о грешном человеке. Песнословящие этот псалом в умилении сердца и в богомыслии сподобляются причастия божественной благодати Иисуса Христа (Афанасий, Феодорит).
2Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли: яко взятся великолепие Твое превыше небес.
2Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
Удивляясь неизъяснимому промышлению Божьему о грешном человеке, Псалмопевец говорит: яко чудно имя Твое, т.е удивительно в высшей степени, а как именно – не сказал, так как не мог измерить этого, а только выразил усиленно. Пророк изумляется совершившемуся: как оно велико, как важно, что существо, которое отчуждилось и было врагом, Бог примирил, сделал Своим и поставил выше всех! Великолепие Божие есть величие Божие, видимое в тварях, все то, что доставляет нам познание о Боге (Григорий Богослов, Златоуст).
3Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника.
3Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
Истинность пророчества этого можно признать из евангельской истории (см. Мф. 21, 9, 15-16). Но и из уст по Богу младенчествующих злобою и славословящих Господа посрамляется мысленный враг и злой местник – диавол(Афанасий, Златоуст, Феодорит).
4Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси.
4Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,
Пророк говорит не как видящий, но как надеющийся некогда увидеть яко узрю… А из этого можно догадываться, что видимое теперь – не сама истина, но только образ истины (Григорий Богослов).
5Что есть человек, яко помниши его; или сын человечь, яко посещаеши его; 6Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его:
5то что’ есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? 6Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;
А умаленного малым ним от Ангел видим Иисуса, за приятие смерти (Евр. 2, 9). Если Тот, Кому поклоняются ангели, потерпел умалиться малым чим от ангел для тебя, то тем более ты, меньший ангелов, должен переносить все для Него. А слава и честь – это крест, как и Сам Христос называет его славою, когда говорит: прииде час, да прославится Сын Человеческий (Ин. 12, 23). Если же Он называет славою страдания ради рабов, то тем более ты называй так страдание ради Владыки (Златоуст).
7И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: 8Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, 9Птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския.
7поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: 8овец и волов всех, и также полевых зверей, 9птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.
Пророк перечисляет чувственные твари, чтобы яснее представить благодеяния Божий для людей чувственных и более грубых. Преходящие стези морские – это китовидные животные: киты, дельфины, тюлени, и еще: живущие в море кони, собаки, морские коровы и все в раковинах живущие животные, из которых ни одно ни есть рыба(Василий В., Златоуст).
10Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.
10Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!
Так как настоящий псалом пророчествует о тайне воплощения Иисуса Христа и Сам Христос сошел на землю с неба и потом снова взошел на небо, поэтому псалом этот есть как бы нечто вращающееся вокруг одной мысли. Чем начинает его, тем и оканчивает Пророк, а именно: выражением удивления о величии имени Божия (Златоуст).