ПСАЛТИРЬ в святоотеческом изъяснении: 5 псалом
1О наследствующем, псалом Давиду, 5
Псалом этот – есть утренняя молитва праведника при вступлении его в храм Божий. Давид научает, как надлежит нам молиться Богу. Наследствующею слово Божие называет вообще Церковь Божию, и в частности – душу, живущую благочестиво. Церковь, как Невеста Христова, все делает для угождения Жениху. Подобной невестой должна быть и всякая боголюбивая душа в служении Христу. Церкви и ее членам уготовано это будущее наследство. Содержится в псалме также молитва всякой благочестивой души о спасении (Афанасий, Златоуст, Феодорит, Тихон).
2Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. 3Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи.
2Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. 3Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
Внуши – вникни в слова моления моего и разумей – познай звание – усердное прошение из сокрушенного и смиренного сердца. Глас моления разумеется внутренний, ибо молящийся должен как по внешнему виду, так и по внутреннему расположению души быть смиренно-умоляющим. Словами Царю мой и Боже мой выражает свою особую любовь к Богу, забывая все человеческое. Ибо того, кто истинным сердцем к Богу не обратился и пребывает во грехах, чтение псалмов и прочих молитв нимало не пользует (Златоуст, Тихон).
4Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя.
4Господи! рано услышь голос мой,- рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
Заутра – т.е. весьма рано молиться несказанно душеполезно. Как тело очищается водою, так душа молитвою. Итак, омой прежде тела душу свою. Яко подобает, – говорит Премудрый, – предварити солнце на благодарение Тебе и к востоку света Тебе поклонитися (Прем. 16, 28). Не должно пренебрегать временами церковных молитв, потому что каждое из них особенным образом таинственно освящено Богом (Златоуст, Студит).
5Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй,
5ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
Не приселится, т.е. не удостоится никогда близости и божественного покрова человек лукавый, ибо Господь близ сокрушенных сердцем (Пс. 33, 19). Лукавнуяй есть тот, кто всякую злобу скрывает в сердце против ближнего(Иероним, Августин, Иоанн Кронштадтский).
6Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие. 7Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.
6нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. 7Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
Бог не только ненавидит делающих беззакония, хотя и это – невыразимое наказание, но и погубит всех глаголющих ложь. Ибо нет порока, против которого Всесвятый Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Мерзость пред Господем – уста лживые, а говорящие истину – благоугодны Ему (Притч. 12, 22). Господь тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Мужа кровей и льстива гнушается Господь, чем показывается, что Господь равно гнушается и лестию и убийством. А божественный Иоанн, поставляя ненависть в одном ряду с убийством, говорит: ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3, 15). Бог, как праведный и всесвятой, не может не гнушаться всяким грехом и беззаконием: мерзость для Него и один помысл неправедный (Притч. 15, 26). Грех соделался как бы второй природой, глубоко пустил свои смертные корни. Поэтому надо много-много употребить трудов и сопротивлений грехам, оскверняющим наши души: много вынести надо скорбей, пролить слез, претерпеть много гонений от людей неправедных и духов злобы, много надо терпеть горестей волей и неволей, много надо поститься и молиться, чтобы изгнать грех из сердца. Ибо грех – есть порождение нашей удобопреклонной ко злу воли (Златоуст, Лествичник, Макарий В., Иоанн Кронштадтский).
8Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.
8А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
Дом Божий – есть Церковь святая на земле, открывающая вход в Царство Небесное, в которое Пророк являет вход не по своим трудам и делам, но по множеству милости Божией. Поклонение храму святому есть поклонение Пречистому Телу Христову, на что Сам Он указывал (см. Ин. 2, 21) (Афанасий, Златоуст).
9Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой.
9Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
Руководи меня Ты Сам, Господи; я имею нужду в Твоем наставлении. Поэтому и священник делает входное моление перед литургией, в знак смирения пред правдою Божиею, как грешник, недостойный входа в Дом Божий и стояния у престола. С таким чувствованием надлежит всем входить и пребывать в Церкви Христовой (Златоуст, Иоанн Кронштадтский).
10Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.
10Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
Душа смиренно просит помощи Божией в борьбе против врагов духовных и злочестивых людей. Ибо срамные слова от гниющей души людей нечестивых гораздо хуже чувственного зловония. Не просто гроб, но гроб отверст, чтобы яснее выразить их отвратительность. Они ласково говорят, но в сердце замышляют иное. Ибо злейший враг – сокровенный, нежели явный. Произнося слова льстивые, они скрывают в душе своей коварство (Златоуст, Тихон).
11Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи.
11Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
Заметь, здесь кротость молитвы! Не говорит: накажи, но: суди им и прекрати злобу их, т.е. молится об их же пользе. Ибо любомудрой душе свойственно не мстить за оскорбления себя, но сильно восставать против оскорбления Бога(Златоуст).
12И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них и похвалятся о Тебе любящии имя Твое.
12И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
Вот плод молитвы: и те делаются лучшими и отстают от пороков, и другие получают великое удовольствие, видя их перемену. Этой радостью о Боге можно только хвалиться, и радоваться, и восхищаться. Ибо она не нарушается никакими обстоятельствами, но еще более возвышается от препятствий. А кто хвалится вещами житейскими – тот подобен веселящемуся во сне (Златоуст).
13Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.
13Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
Так как любящие Бога и преданные добродетели подвергаются осуждению и осмеянию, то Пророк, укрепляя души их, говорит, что Владыка ангелов восхваляет и прославляет таковых. И Божие благоволение служит праведнику вместо оружия. Великое благо – быть угодным Богу! (Златоуст).