Псалом 4

ПСАЛТИРЬ в святоотеческом изъяснении: 4 псалом

 

 

1В конец, в песнех, псалом Давида, 4

 

 

 

Словом в конец псалом надписан потому, что содержит в себе пророчество о воскресении из мертвых, которое будет в конце настоящей жизни. В псалме Давид научает маловерных и тому, что над всеми делами человеческими надзирает и управляет промыслительно Бог  (Феодорит, Августин).

 

2Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси: ущедри мя и услыши молитву мою.

2Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая, являющая добрые дела. Бог, желая нашей преданности и доверия к Нему, особенно внимает нам, когда мы умоляем Его не столько через других, сколько от себя. Бог правды моея, т.е. Бог, видящий правду мою. Порочный и оскверненный, хотя бы просил и тысячи раз – не будет иметь успеха, потому что не имеет с собою того, что может умолить Бога. Не избавил Бог от бедствия, но распространил, т.е. укрепил перенести скорбь великодушно. Ибо ничто не доставляет такого спокойствия душе, как скорбь, отклоняющая от всех забот житейских и возбуждающая от лености. Скорбь терпение соделовает (Рим. 4, 2)(Златоуст).

3Сынове человечестии, доколе тяжкосердии; вскую любите суету и ищете лжи;

3Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Сынове человечестии – это люди порочные и склонные ко злу. Тяжкосердии – жестокосердные, привязанные к земле и дебелые мыслию. Сердце по природе создано легким, но мы его отягощаем житейскими пристрастиями. Пророк как бы видя кого-нибудь убегающего от света и гонящегося за тьмою, скорбит, видя такое безрассудство в жизни; он как бы говорит: для чего ты делаешь это безумное дело? – векую любите суету и ищете лжи  (Григорий Богослов, Златоуст).

4И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

4Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

Удиви – т.е. сделал известным и знаменитым Бог преподобного своего, неповинного и не сделавшего никакой обиды врагам Господа нашего Иисуса Христа. Пророк открывает другой вид благополучия – иметь Бога постоянно своим помощником и покровителем всегда, внегда воззвати ми к нему (Григорий Нисский, Златоуст).

5Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

5Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

Пророк не уничтожает полезного гнева против людей нерадивых и неправедных для их врачества. Так и Бог гневается на нас, желая исправить нас; подобно тому и отец гневается на сына – потому что заботится о нем. Напрасно же гневается тот, кто желает отомстить за себя. Он подобен псу, грызущему камень, а не того, кто бросил камень ему. Против человекоубийцы, отца лжи, делателя греха – диавола обрати свою раздражительность и будь сострадателен к брату. Ибо не слова возбуждают в нас скорбь, но презрение к оскорбившему. Если, раздражившись, ты разгневался как человек, то не удерживай в себе гнев – не согрешай; ибо застарелый гнев есть ненависть, а всяк ненавидяй брата человекоубийца есть (1 Ин. 3, 13). Ты убил в себе того, кого возненавидел. Если повелевается нам сокрушаться душою о порочных помыслах в сердце, то тем более – о порочных словах и делах. Не прежде засыпай, пока не размыслишь о грехах, совершенных в течение дня, тогда, несомненно, в следующий день ты будешь не так скор на подобные грехи. Помолись Богу и тогда предавайся сну, засвидетельствовав Ему о своих грехах. Ибо именно это советует Пророк (Василий В., Златоуст, Исихий, Августин).

6Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа.

6Приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

Дух Святой через Пророка показывает, как преодолевать нам врагов, повелевая приносить жертвы добродетели духовные, внутренние: долготерпение, незлобие, милосердие, смиренномудрие (Златоуст).

7Мнози глаголют: кто явит нам благая; знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

7Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

Пророк предлагает рассуждения людей слабых и грубых, привязанных к земным благам и неверующих в Промысл Божий. Светом Пророк называет покровительство и промышление Божие о каждом человеке. Свет лица Господа есть крест, потому что им Христос просветил вселенную. Ибо вследствие Адамова преступления на душу легло покрывало тьмы; но ныне оно снимается озарением Святаго Духа с душ верных и истинно достойных. По этой же причине и было пришествие Господне, чтобы истинно верующие достигли в таковую меру святости. Такое духовное озарение есть не только откровение мыслей, но и постоянная в душах светозарность Божественного Света(Златоуст, Феодорит, Макарий В.)

8Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

8Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились.

Сердечное веселие происходит не от внешних предметов (ибо это веселие одних глаз), но в разумном сердце и безтелесной душе. Но так как многие слабы душою, то Бог даровал им и чувственные блага. Перечисляет здесь только необходимое для жизни: пшеницу, вино и елей, давая чрез это разуметь и все остальное. Действенное веселие и утешение сердца подается Духом Святым от прилежания в молитве. Кто понуждает, себя постоянно пребывать в молитве, тот как бы сопрягается с Богом таинственной святостью и неизреченным расположением сердца (Златоуст, Макарий В., Ефрем).

9В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

9Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

Сном названа здесь смерть. И очень кстати, ибо многие, подвергшись злоключениям в настоящей жизни от лукавства живущих с ними, умирают без воздаяния; поэтому Давид учит не огорчаться, потому что со смертью соединена надежда и по смерти будет воздаяние. Некоторые утверждают, что Пророк предсказывает здесь о воскресении из мертвых. Христос Спаситель вольною смертию уснув на кресте и после кровавых страстей почил во гробе в уповании (надежде) воскресения (Феодорит, Августин).

 

Комментирование запрещено