ПСАЛТИРЬ в святоотеческом изъяснении: 10 псалом
В конец, псалом Давиду, 10
Давид, гонимый Саулом, написал этот псалом по внушению Святаго Духа тем, которые советовали ему искать спасения в бегстве. Но приличествует он и всякому, претерпевающему обиды от врагов видимых и невидимых, и возлагающему упование свое на Христа Бога. Надписание в конец указывает на последний праведный день Страшного суда Божьего (Феодорит, Афанасий).
1На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица;
1На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?
Зачем, говорит Пророк, советуете мне спасаться бегством, когда я на Господа уповах! И подлинно, велика сила надежды на Бога, нет ничего сильнее ея (Златоуст, Феодорит).
2Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. 3Зане яже Ты совершил eси, они разрушиша: праведник же что сотвори; Господь во храме святем Своем.
2Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем. 3Когда разрушены основания, что сделает праведник? Господь во святом храме Своем.
Ничто не может быть безсильнее человека, строящего козни и преступающего заповеди Божии. Враги имеют оружие, но не имеют помощи свыше; ибо ведут войну против праведника, которого Бог помазал в царя. То, что Бог совершил – определил на царство Давида, враги разрушиша. Под стрелами мысленных врагов подразумевай еще лукавые помыслы, которыми поражают враги нас во мраце – тайно. (Златоуст, Феодорит, Афанасий).
4Господь, на Небеси Престол Его: очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския.
4Господь,- престол Его на небесах, очи Его зрят [на нищего]; вежды Его испытывают сынов человеческих.
Как вооружился праведник? – Прибег к Богу, живущему н небе и существующему везде, и вооружился надеждою на Него. Пред Богом ничто не сокрыто – очи Его видят всю вселенную; вежди Его – Промысл божественный судит и испытует всякое дело. Слыша о нищем, разумей не обнищавшего имением: потому что многие цари благоугодили Богу, а многие бедные погибли. Но нищим называет нищего духом. Ибо Бог очень любит смиренного и всегда милостиво призирает на него (Златоуст, Афанасий, Ефрем).
5Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу.6Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их. 7Яко праведен Господь, и правды возлюби: правоты виде лице Его.
5Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его. 6Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши; 7ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.
В точности Господь знает поступки праведного и нечестивого, и по делам взвешивает воздаяния. Любяй же неправду (нарочно) – погубляет свою душу, ибо навлекает на себя такого рода гнев Божий, который в древности сжег Содом и Гоморру. Жупел – сера, чаша – наказание. Везде надо свято соблюдать справедливость и не обращать внимания на лица: нищ ли кто или богат, но по правоте искренности исследовать их дела (Златоуст, Феодорит, Лествичник).