Иосиф, Патриарх Московский и всея Руси. Пятый Патриарх Российский
Дата смерти:
15 апреля 1652 г.
Страна:
Россия
Биография:
Через год после кончины Патриарха Иоасафа I на Патриарший престол был избран по жребию из шести кандидатов архимандрит Симонова монастыря Иосиф. 27 марта 1642 года состоялась его интронизация. Строгое исполнение цepковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа.
Вступив на Патриаршую кафедру, Патриарх Иосиф счел своим долгом обратиться к духовенству и мирянам с Первосвятительским поучением, которое вскоре было разослано по всей России.
«Поучение» состояло из трех частей и было обращено соответственно к епископам, к царю и боярам, к рядовым священнослужителям. В своем поучении Патриарх Иосиф говорил о высоте пастырского служения, об ответственности иереев перед Богом, о конкретных обязанностях священнослужителей, а также давал наставления современникам в духовной жизни.
Поучения Патриарха Иосифа стали заметным явлением церковной жизни, поскольку в отличие от аналогичных сочинений предшествующих периодов они не ограничивались только вопросами духовной жизни, но были обращены к проблемам современного ему общества. В дальнейшем его примеру стали следовать и другие архиереи.
Патриарх Иосиф вскоре после избрания вступил в прения о вере с лютеранами. Его оппонентом был пастор Фильгобер, приехавший в Москву в 1643 году вместе с датским принцем Вольдемаром. Целью их приезда было предполагаемое бракосочетание царевны Ирины Михайловны с датским принцем, которое планировалось для формирования антишведской коалиции из Дании, России и Речи Посполитой. Патриарх Иосиф настаивал на переходе Вольдемара в Православие, от чего последний решительно отказался, и таким образом переговоры о браке были copвaны. Это был диалог, который Патриарх Иосиф вел с позиции ревнителя Православия. Такое ощущение своей не только правоты, но и духовной силы, потенциально способной обратить к Православию и западных христиан, могло появиться только как результат большого духовного подъема в русском обществе.
В 1646 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем православным христианам, чтобы соблюдали наступающий пост в чистоте, и от пьянства, и от неправды, и от всякого греха удалялись, приходили к церквам Божиим и стояли в них со страхом, трепетом и в молчании, без всяких шепотов, и молились со слезами и сокрушением сердца о своих грехах; чтобы священнослужители призывали православных к покаянию, а о мирянах, которые будут непослушны своим духовным отцам в соблюдении поста и покаяния, доносить ему, Патриарху. Это окружное послание Патриарха Иосифа, а также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе.
Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре — так называемое «Ртищевское братство» (по имени боярина Феодора Ртищева, пригласившего ученых монахов из Киева).
При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги. Кроме нескольких изданий богослужебных книг впервые были изданы Жития русских святых (преподобных Сергия и Никона Радонежских, преподобного Саввы Сторожевского), творения святых отцов и учителей Церкви: «Слова преподобного Ефрема Сирина», «Лествица» преподобного Иоанна, «Поучения» Аввы Дорофея, « Толкования на Четвероевангелие» блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Издавались книги апологетические и полемические — против латинян и протестантов: «Кириллова книга», «Книга о вере» и другие. Были напечатаны «Грамматика Славянская» Мелетия Смотрицкого, «Кормчая» — сборник церковных законов и правил. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.
В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон. В честь них устраивались праздники или созидались храмы, а для мощей устроялись раки. Были обретены мощи преподобного Кирилла Новоезерского (1649), благоверной княгини Анны Кашинской (1649), преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца (1652), святого благоверного князя Даниила Московского (1652), а также перенесены мощи Филиппа, митрополита Московского (1652), Патриарха Иова (1652) и Патриарха Гермогена (1654) в Успенский собор Кремля; совершено прославление благоверного великого князя Георгия Всеволодовича (1645), и на пожертвования Патриарха Иосифа для мощей святого князя Георгия Всеволодовича была устроена серебряная рака во Владимирском Успенском соборе.
В 1647 году в местечке Дальние Кузнецы, в 15 верстах от Царево-Кокшайска, была явлена чудотворная икона Божией Матери с женами-мироносицами, и на месте Ее явления был воздвигнут храм.
Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией. На Земском соборе 1651 года, специально созванном по вопросу о воссоединении двух братских народов, Патриарх Иосиф проявил себя подлинным патриотом своего Отечества и решительно высказался о необходимости скорейшего воссоединения, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при Патриархе Никоне.
Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 года, искренне оплаканный царем, его ближайшим окружением и народом. Погребен он в Успенском соборе, рядом c гробницей первого Патриарха Московского Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.