Иоасаф I, Патриарх Московский и всея Руси. Четвертый Патриарх Российский
Дата пострига:
1619 г.
Страна:
Россия
Биография:
Патриарх Иоасаф I был возведен на кафедру Московского Патриарха по благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе преемника.
«В лето 7142 (1634) поставлен бысть на великий престол Московского государства в Патриархи Пскова и Великих Лук Иоасаф архиепископ, по изволению Царя Михаила Федоровича всея Руси и по благословению Филарета Патриарха, понеже был дворовой сын боярский; во нравах же и житии добродетелен был, а к Царю недерзновенен», — пишет Пахомий Астраханский.
Иоасаф, родом из боярских детей, принял пострижение монашеское в Соловецком монастыре в 1619 году. В 1621 году стал архимандритом Псково-Печерского монастыря, а 1 января 1627 года посвящен в сан Псковского архиепископа. Здесь в 1632 году подвергся он царскому гневу. В этом году приехали из Москвы в Псков немцы с грамотой, в которой разрешалось им строить в Пскове гостиный двор и торговать в нем. Псковичи не согласились и послали Царю челобитную. Под ней подписался и архиепископ Иоасаф. Москва расценила это как сопротивление власти, и у архиепископа Патриарх Филарет отнял благословение и службу. Псковичи собрали деньги и отправили государю, и немцам было указано копать рвы для гостиного двора около Пскова, за городом. Вслед за тем Иоасаф получил разрешение от Патриарха.
Царь Михаил Федорович, извещая четырех Вселенских Патриархов о кончине своего отца, писал также, что «избран и поставлен Великия Российския Церкви Патриархом Псковский архиепископ Иоасаф, муж благоразумный, правдивый, благоговейный и наученный всякой добродетели».
Патриарх Иоасаф I был ревностным защитником и блюстителем благочестия. Уже через месяц после посвящения своего ему пришлось употребить одну из самых строгих мер против Суздальского архиепископа Иосифа Курцевича, который приобрел в своей епархии недобрую славу. Разобравшись, Иоасаф вместе с отцами Собора постановил снять с него святительский сан и панагию и признать, что Иосиф не только не достоин носить святительский сан, но и быть в общении с верными, так как он «сотворил не меньше Исидора, митрополита треклятого, и Игнатия Патриарха, которого Церковь проклинает». Иосифа переодели в простое платье чернеца и отправили на Соловки.
Много, усердно и с большой пользой потрудился Иоасаф I, чтобы упорядочить церковные обряды и укрепить благочиние. Когда ему стало известно, что в Москве и загородных местах служба ведется плохо, с нарушением правил, бесчинно, что прихожане ведут себя без страха и благоговения, он написал «Память», В которой тщательно расписал порядок богослужения и правила для клириков и мирян. Патриарх повелел разослать ее по всем церквам. Все поповские старосты должны были иметь список с «Памяти» у себя и оглашать их причтам. Патриарх Иоасаф I не имел при дворе государя такого влияния, как Патриарх Филарет. Его уже не именовали Великим Государем, а титуловали только Великим Господином и не только в царских официальных бумагах, но и в его собственных грамотах и в печатавшихся при нем книгах. Имя Патриарха не ставилось, как это было раньше, рядом с именем царя в государственных актах.
Случалось, впрочем, что Михаил Федорович обращался к Патриарху по государственным делам, как водилось прежде. Однажды государь объявил на Соборе: всяких чинов людям многие неправды от крымского хана против государевых посланников и гонцов, что он позволял их грабить и всячески теснить, подвергая позору и мучению. Царь спрашивал, что предпринять против хана. В этом Соборе Патриарх не участвовал, но государь велел послать из Посольского приказа уведомление о про исходившем на Соборе с просьбой дать совет. Патриарх письменно же отвечал: «И я, богомолец твой, со всем Освященным Собором даем мысль свою. Наш долг — молить и просить Бога и Пречистую Богородицу и великих святителей Московских и всея России — Петра, Алексия и Иону о мире всего мира, о благостоянии всех Церквей Божиих и о твоем многолетнем здравии и всего твоего семейства, потому что ты от высшей Божией десницы поставлен Самодержцем всея России… А тебе, Государь, принявшему от Вышнего управление православным родом человеческим, подобает пещися не о себе только, но соблюдать и спасать от треволнения и всех находящихся под твоей властью, все вверенное тебе стадо Божие… Нам, богомольцам твоим, прилично напоминать тебе как царю и владыке по твое-му остроумию и Богом данной мудрости. А ты, Боговенчанный Царь, поревнуй, как ревновал прежде, равноапостольному Константину и великому князю Владимиру… Ты, как глава всем, покажи ревность и благочестие как можно освободить из бусурманских рук и от злого мучения и позора. Твоя царская казна от этого не оскудеет: когда Бог Своею милостью освободит твоих посланников от такого злого мучения, тогда можно будет отказать крымцам за их многую неправду в той казне, какая посылалась в Крым по старине ради дружбы и любви. В украйных же городах пристойно тебе, Государь, устроить ратных людей, конных и пеших, по твоему Государеву усмотрению, как тебя Бог известит. А о том, что учинить крымцам за мучение твоих людей, нам, богомольцам твоим, непристойно написать такого совета, чтобы учинить воздаяние. Рассудить об отмщении врагам и что учинить им — дело, Государь, твое и твоих бояр, ближних людей и всего твоего царского синклита, а не нас, Государевых богомольцев».
Патриарх Иоасаф сознательно стремился ограничить свою деятельность сферой чисто церковной.
В 1637 году Патриарх напечатал свою «Лествицу властем», целью которой было прекращение разноречий и споров о местах в соборных заседаниях. В «Лествице властем» Патриарх четко указывал каждому архиерею и монастырскому настоятелю свое место относительно важности епархий и монастырей. Всего было перечислено 46 главнейших монастырей.
Он продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную работу по сличению и исправлению богослужебных книг.
Печатание богослужебных книг, всегда с кое-какими исправлениями, шло очень оживленно. Типография работала на 12 станках. За 6 лет правления Патриарха Иоасафа было выпущено 23 книги — больше, чем при Патриархе Филарете; из них 7 книг было новых, впервые после рукописного периода напечатанных. Некоторые из книг вышли в нескольких изданиях, иногда без перемен, иногда с прибавлениями и разъяснениями, противоположными тем, какие были даны в прежних изданиях. Например: в Филаретовом Требнике 1623 года указано: «Аще случится младенцев 2 и 3 крестити, то коемуждо младенцу особо глаголати и все последование святого крещения и крестити». В Иоасафовом Требнике 1639 года предписано: «Аще случится 2 или 3 крестити и множае, то глаголем молитвы обще всем, а не особо всякому, и все последование святого крещения, точию имя глаголем коемуждо свое». В Филаретовом Требнике есть особый «чин погребению священническому», а в Иоасафовом замечено, что этот чин — «от Еремея, попа болгарского» (то есть квалифицирован как текст богомильский).
Идея необходимости и права смелого исправления замеченных недостатков характеризовала все это печатное дело. Для сличения текстов выписывались древние рукописи из разных монастырей. Создавалась своего рода целая армия свежих, толковых справщиков. В 1641 году потребованы были для этого из всех монастырей в Москву «старцы добрые и черные попы и диаконы, житием воздержательные и репкожительные и грамоте гораздые».
Кроме книг, печатавшихся раньше, при Патриархе Иоасафе были изданы и новые, такие, например, как Азбука, Потребник иноческий, житие святого Николая Чудотворца, собрание нескольких Слов святителя Иоанна Златоуста с прибавлениями.
Патриарх Иоасаф I был инок строгий и смиренный, имел особое благоволение к месту своего пострижения — Соловецкому монастырю, почти каждый год делая в него свои пожертвования печатными книгами, деньгами, церковными облачениями.
За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних. При его содействии в 1634 году в память о чудесах от Владимирской Божией Матери был основан Оранский Богородиuкий монастырь в Нижегородской губернии.
Патриарх Иоасаф I оставил по себе память доброго и кроткого пастыря. Кончина его последовала 28 ноября 1640 года. Патриарх Иоасаф I погребен в Успенском соборе Московского Кремля.
Научные труды, публикации:
«Лествица властем».