Иоасаф II, Патриарх Московский и всея Руси. Седьмой Патриарх Российский
Дата смерти:
17 февраля 1672 г.
Биография:
В 1667 году новым Патриархом был избран архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф.
Еще в период войны с Польшей в сентябре 1661 года царь Алексей Михайлович просил архимандрита Троице-Сергиевой лавры Иоасафа и иноков его славной обители «с великим молением сотворити пост три дни». Когда московская рать одержала победу, царь в особом послании писал архимандриту Иоасафу, что победа русским была дарована от Бога «вашего ради святого и целомудренного поста… предстательством великого и славного, предивного и скорого помощника Сергия Чудотворца, на самый праздник его святой».
10 февраля 1667 года Патриарх Александрийский Паисий и Патриарх Антиохийский Макарий возвели его в Патриарший сан. Будучи уже в преклонных летах, Патриарх Иоасаф явил себя деятельным и мудрым Первоиерархом. Это был «муж достойный, незлобивый, премудрый и святой», как сказано о нем в грамоте Патриархов Антиохийского Макария и Александрийского Паисия.
Патриаршество Иоасафа II, продолжавшееся 5 лет, было ознаменовано крупными событиями в жизни Русской Церкви и важными церковными реформами. В мае 1667 года проходил Большой Московский Собор, в котором решались важнейшие для того времени вопросы и выносились постановления, направленные на искоренение недостатков Русской Церкви. Кроме Патриарха Московского Иоасафа II на этом Соборе присутствовали Патриархи Александрийский и Антиохийский, 24 архиерея и 54 духовных лица.
В своей деятельности Патриарх Иоасаф II стремился реализовать постановления Собора 1667 года, утвердившие церковные реформы Патриарха Никона. Он вел довольно энергичную борьбу с последователями старого обряда, с инерцией устоявшихся привычек, «дондеже уразумятся и возвратятся в правду с покаянием». Кроме того, Собор утвердил к печатанию книгу Симеона Полоцкого «Жезл правления», направленную против упорствующих раскольников.
Патриарх Иоасаф II активно поддерживал культурно-просветительскую деятельность, заботясь о чистоте православной веры. Он продолжил начатое Патриархом Никоном исправление и издание богослужебных книг, были напечатаны Большой и Малый катехизисы, Цветная Триодь, Постная Триодь. В Патриаршество Иоасафа II были возобновлены проповеди в церквах. Он же разослал по всем епархиям наставление об иконном изображении, в результате чего приостановилось вторжение в русскую иконопись западной манеры письма и был узаконен дpeвнeрусский стиль иконописи, по старинным подлинникам.
Патриарх Иоасаф II способствовал развитию миссионерской деятельности Русской Церкви. При нем трудами русских подвижников-миссионеров были просвещены многие народности на северо-восточных окраинах России. Особую заботу Патриарх Иоасаф II проявлял о распространении Православия в Сибири, открывая новые епархии, помогая денежными пожертвованиями, отправляя богослужебные книги. Его трудами на Амуре, недалеко от границы с Китаем, был основан Спасский монастырь.
Глубокий молитвенник и просветитель народа Божия, Патриарх Иоасаф II мирно почил 17 февраля 1672 года и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля, у западной стены, возле раки святителя Гермогена.